24 октября 2011 г.

Человеческий фактор убил Локомотив? Да, но вина не только летчиков.


Правду ли озвучивают о причине гибели ярославской команды в СМИ?
Не сомневаюсь, конечно правду.
Но вот всю ли правду озвучивают - это вопрос.
Я не летчик, совсем не летчик, но поведение людей в экстремальной ситуации мне понятны.
И на ЯК42 я летал и у меня есть свое мнение о "породе" летчиков на этой машине.
Давайте смоделируем какая сложилась ситуация в тот день. И что привело к трагедии.
А потом решим - виноваты ли летчики и насколько честна официальная версия катастрофы.

Итак, собирается в Ярославле большое начальство на посиделки. Кстати, и матч был перенесен в Минск именно из-за этой причины. Поэтому и полетели...
Единственный аэродром, бывший военным (есть еще гражданский но для других самолетов и вертолетов только), заваливают синемигалочные чартеры. Ажиотаж возведен до безумия. Вместо двух диспетчеров сажают аж целых шесть. Мне вот интересно куда? Прямо на голову наверное.
По оценке ФИФА к ЧМ по футболу пропускная способность аэропорта всего 20 бортов в сутки. Если посмотреть примерное количество участников форума, то становиться понятным какой трафик там собрался.
Великосветских гостей обслуживают с большим раболепством и напряжением. Тут еще и хоккеисты, народ не рядовой. Тупо ждать в самолете тоже не будут.
Поэтому, либо пилоты, либо представитель по подъезду к аэропорту команды связывается с диспетчерами и запрашивает окно. Те конечно не отказывают любимцам, но синекороночные самолеты не любят ждать...
Локомотив прыгает в самолет и погнали на взлет. По хорошему нужно было доехать до края взлетной полосы, двигаться направо от аэровокзала, и там остановиться прогнать двигатель.
Но по слухам там уже стоял самолет Собянина. И поэтому его объезжают по рулежке - от комплекса налево, и выезжают перед ним, потеряв треть ВПП. Но это не страшно для такого самолета, ему достаточно и 1800 метров из оставшихся чуть больше 2км. Реально же мастера могут поднять такой самолет и меньше чем с километра.
Дальше, вырулив с рулежки он сразу же стартует. Время! Ведь не только влезли перед высоким начальством так еще и нужно пауза между взлетами для того чтобы стихли завихрения воздуха после взлета. И может случиться скандал - как это меня отодвинули для каких то там хоккеистов?
Ну и погнали.... Самолет на самом деле чудесный. Я на нем летал пассажиром не один раз. Как то раз возвращался из Адлера, экипаж был из Таджикистана. Попал в период смены расписания, аэропорт захлебнулся и подогнали ЯК42 из Таджикистана!
Летим мы значит, летим. А Москвы родной все не видно. Я другану говорю "пора бы уже, давно пора, а мы даже не снижаемся".
И как только я это сказал.... Видели фильмы о войне? Про пикирующих бомбардировщиков? Вот так и мы, легли на крыло и упали. Причем упали так ровно, что сразу на посадку и покатились по полосе. Народ не то что заорать, даже ничего понять не успел. Сели наверное за пять минут всего. Самолет с 10км падает примерно полторы минуты.
ЯК42 может взлететь поперек полосы. Это конечно, я утрирую, но машина удалая.
Первый канал озвучил последние переговоры в кабине. Стандартный набор фраз. Фары, номинал, контрольный 190. Дальше разбег.
Скорость набирается нормально. И как там диспетчера удивили что он медленный? Там все секунды решили. Взлетный режим не включился на контрольных 190. КВС кричит "Взлетный! Взлетный! Взлетный, бля!" Нам подается это как подача команды, но это скорее всего просто вопрос - где взлетный режим? Скорость набирается, 210, 220, 230. Для взлета достаточно 215км/час, и не обязателен взлетный режим двигателя. Можно взлететь и на номинальном режиме двигателя. Взлетный режим просто облегчает взлет.
Второй пилот спрашивает: "Стабилизатор?" Перевожу: взлетаем? Взлетаем.
КВС рвет на себя штурвал, так как уже выкатились за полосу. И тут просираются двигатели и встают во взлетный режим. Сразу же после отрыва бортинженер докладывает: "Взлетный". Самолет получает ускорение, но угол атаки слишком велик и машина начинает сваливаться. То что он зацепил антенны и проехался по будке колесом, как и затем срезал березу - роли уже не играло. Самолет уже падал.

Вот так судя по всему все и произошло.

Может второй пилот и испугавшись, что кончается полоса и нажал на тормоз. Но это мертвому припарка, на процесс повлиять не может. На автомобиле тормоза пересилят двигатель, на самолете никогда. Мощность не та, да и самолет разгружается, снижается нагрузка на колеса.
Так что вся беда, если отбросить всю катавасию с высокопоставленными лицами и спешкой-суетой, кроется в том, что не включился взлетный режим двигателей. Вернее включился именно в самый не подходящий момент.
Еще бы немного, они бы вернули рули, что бы неспешно разгоняться до скорости набора высоты на номинале и там бы улетели играть с Минском.
Так что все дело в спешке и в том, что двигатели не сработали на форсированный режим. То что КВС задрал рули, это естественно - нужно было отрывать самолет уже. То что второй пилот жал на тормоз, то же не фатально.
Проблема, как становиться ясно в том, что не сработали все три двигателя. Вернее сработали, но с критической задержкой. В чем может быть причина?
Все двигатели в любом самолете независимы: свои фильтры, свои насосы, своя электроника, все отдельно. Сделано это специально, что бы не было зависимости от какого нибудь сбоя. Поэтому неисправность всех трех двигателей отметаем сразу.
Единственное, что их объединяет - топливо.
Но вроде на этом топливе до того уже взлетали самолеты и все прошло удачно. Да и комиссия проверила.
Я думаю, что из-за того что полет предстоял в Белоруссию, самолет заправили на оба конца. Ведь у батьки не разживешься горючкой, да и в Ярославле она дешевле. Значит брали по полной: туда и сюда.  Т.е. под завязку, а значит в период дефицита топлива из резервуаров залили все под самое донышко. А на самом донышке, наверняка, накопилось всякое гавно: и муть всякая, и вода, возможно осадок от последней промывки. Это говнецо и не дало запустить двигатели во взлетный режим.
Возможно, что резкий поворот с рулежки на взлетно-посадочную полосу из-за спешки поднял эту дрянь в баках самолета. Короче вся катастрофа, по моему убеждению, именно из-за топлива.

Почему так мутно идет разбирательство?
Очень просто. Во первых, эта холуйская спешка перед синемигалочными чартерами. Во вторых, идиотское повышение пошлин на мазут, для того, что бы нефтепереработчики делали более качественное топливо, привело к затовариванию этим мазутом под самое горло и как последствие всеобщее снижение производства керосина и бензина. И дефицит, и рост цен.
Умение работать правительства только запретами, повышениями штрафов, пошлин и налогов, а так же холуйское пресмыкание перед властью и привело к таким печальной трагедии.
Так что, могу однозначно сказать: именно человеческий фактор привел к катастрофе. Но только не одни летчики виноваты в этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий